Казнить, нельзя помиловать: что грозит создателям дипфейков и виртуальных инфлюенсеров

Понятие дипфейка появилось как производное английских терминов deep learning и fake. Первый обозначает способ глубокого машинного обучения на базе AI, нейросетей, а второй переводится как подделка. Методы генерации виртуальных инфлюэнсеров и дипфейков позволяют создавать рекламные материалы, способные гарантировать арбитражникам повышенные конверсии, но при работе с такими инструментами необходимо соблюдать особенную осторожность, иначе административной или даже уголовной ответственности избежать не удастся.

Подписаться

на CPA Mafia в Telegram

Когда за дипфейк могут привлечь к ответственности

Непосредственно за факт обработки каких-либо оригинальных видеозаписей и создание новых наказать человека нельзя. Законов, предусматривающих ответственность за такие действия, не существует. Она возникает в строго определенных случаях, степень ее оговорена конкретными нормативными актами.

Незаконный доступ к исходным материалам

Фото и видео, использованные для создания дипфейка, считаются полученными неправомерно в следующих случаях:

  • если материалы были взяты у их владельца без его разрешения;
  • когда исходники были подготовлены автором самостоятельно, но без позволения модели, например, тайно.

Правила сбора, хранения, дальнейшего применения и распространения любых сведений о частной жизни какого-либо физического лица описаны в Федеральном законе № 149-ФЗ (ст. 9, ч. 8), Гражданском кодексе РФ (ст. 152.2) и Конституции России (ст. 23). Оперировать подобной информацией допустимо лишь с согласия модели, непосредственного владельца.

Ответственность за нарушение указанных нормативов наступает даже в том случае, если измененный материал не распространяется в интернете и не используется в коммерческих целях. Уголовный кодекс РФ (ст. 137) предусматривает за пренебрежение неприкосновенностью чужой частной жизнью лишение свободы на период до 2 лет или штраф до 200 тыс. руб.

Оборот и распространение порнографии

Порнографическими считаются изображения, видеоролики и другие материалы, натуралистически описывающие человеческие половые органы либо коитус. Ответственность за их распространение предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 242). Нарушителям закона грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо ограничение свободы на срок в пределах 2–6 лет.

Распространение порочащих личность материалов

В случаях когда авторы дипфейков занимаются публикацией каких-либо материалов, понимая, что таковые не соответствуют реальности, они могут понести ответственность за клевету. Уголовный кодекс РФ (ст. 128.1) предусматривает в этом случае следующие санкции:

  • взыскание в размере среднего дохода за промежуток времени до полугода либо до 500 тыс. руб.;
  • до 150 часов обязательных работ;
  • требование удалить порочащую информацию с тех ресурсов, где она была размещена;
  • публичное признание опубликованных данных поддельными с написанием соответствующего опровержения.

Отказ от удаления признанных порочащими личность материалов и подготовки опровержений карается ограничением свободы на промежуток времени до 12 месяцев или штрафом до 50 тыс. руб.

Угрозы и вымогательство

Авторов дипфейков, использующих их с целью шантажа и вымогательства, угрожающих модели слить в интернет свои творения, если не получат от жертвы деньги либо иное имущество, наказывают в соответствии с положениями Постановления Пленума ВС РФ №56 от 17 декабря 2015 г. и Уголовного кодекса России (ст. 163). Им грозит лишение свободы на срок до 15 лет.

Правонарушение считается совершенным в момент оглашения угроз и соответствующих требований.

Репост

Репост любого дипфейка является деятельностью по распространению контента. Если он окажется нарушающим закон, то на человека, поделившегося соответствующим материалом, будут распространяться те же меры наказания, что и на его создателя.

Кроме того, дипфейк-контент является таким же объектом авторского права, как и любой другой. Распространять его в личных, а тем более коммерческих целях без разрешения создателя недопустимо.

Каждое незаконное использование авторского материала карается штрафом порядка 10 тыс. руб. Чтобы исключить риски, требуется в обязательном порядке указывать источник заимствования или имя компилятора.

Перспективы отрасли дипфейк-контента

Технология создания дипфейков и использования виртуальных инфлюэнсеров стремительно развивается, сегодня она доступна практически каждому вне зависимости от уровня владения человека компьютерными технологиями. Вопросы регулирования отрасли сегодня волнуют чиновников множества государств, поскольку затронутыми оказались важные сферы жизни общества.

Среди наиболее значимых рисков обозначены:

  • нюансы этичности, связанные с массовой дезинформацией, а также согласием;
  • неправомерное применение инновационного метода создания промо-материалов в политике, коммерции, для проворачивания мошеннических схем;
  • нарушение прав человека в цифровой среде.

Полный запрет отрасли не признается экспертами хорошим вариантом ответа на новые вызовы современности, поскольку технология нередко показывает себя полезной человечеству. Пока оптимальным решением считается необходимость обязать всех авторов подобных материалов маркировать их соответствующим образом.

Законы об ограничении дипфейков и даже введении уголовной ответственности за распространение подобных материалов разрабатываются повсеместно.

  1. В РФ первый проект подобного рода внесли на рассмотрение Госдумы в мае 2024 г. За создание материалов с применением методов подмены изображения какой-либо персоны или ее голоса предлагалось ввести уголовную ответственность на базе статей о мошенничестве, клевете, вымогательстве и краже. Нарушителям закона грозили штрафы величиной до 1,5 млн руб. или лишение свободы сроком на 7 лет, но принят он не был. Пока за использование дипфейков какого-либо отдельного наказания не предусмотрено.
  2. Власти Великобритании выступают за криминализацию отрасли. Особенное внимание уделяется дипфейкам эротического содержания. Уголовную ответственность будут нести не только лица, распространяющие подобный контент, но и генерирующие его.
  3. В США отрасль регулирования дипфейков сильно отличается от штата к штату. В общем случае преследованию подвергают людей, использующих инновационную технологию для нанесения репутационного, эмоционального и экономического ущерба другим гражданам, осуществления манипуляций политического характера.
  4. Меры регулирования отрасли в Китае направлены преимущественно на разработчиков, а не юзеров. Здесь особенное внимание уделяется законодательному закреплению запретов на генерацию и распространение дипфейк-контента, затрагивающего вопросы национальной безопасности, социального и экономического порядка, достоверности новостей, народного имиджа, общественных интересов и прав частных лиц.
  5. Сингапур идет по пути точечного регулирования сферы, поскольку правительство государства ограничено в своих решениях высоким уровнем развития технологий в стране. Чиновники здесь активно ищут баланс между проектами, стимулирующими инновационные стартапы, и вопросами защиты прав рядовых граждан в деле обеспечения конфиденциальности частной жизни, а также национальной безопасности.

Практически везде единственным вариантом регулирования отрасли признана обязательная маркировка контента, произведенного с помощью технологии создания дипфейков, как это и было оговорено аналитиками-международниками. Расстановка соответствующих меток должна позволить людям легко определять поддельные материалы в интернете, делая их происхождение прозрачным. В перспективе такое решение исключает возможность манипулирования общественным мнением со стороны преступников и минимизирует риск введения пользователей сети в заблуждение.

Нюансы эксплуатации виртуальных инфлюэнсеров

Блогосфера сегодня является мощным социальным медиа, широко используемым арбитражниками и другими специалистами в сфере Digital маркетинга. Она является важным инструментом влияния на целевую аудиторию, позволяет успешно продвигать офферы из любых вертикалей.

Стать успешным блогером самому — непростая задача для вебмастера, особенно, если речь идет о начинающих специалистах. Для создания и реализации рекламных кампаний арбитражники обычно обращаются к состоявшимся инфлюенсерам, лидерам мнений, имеющим собственную широкую аудиторию.

Феномен VR, виртуальной реальности, позволил появиться на рынке новым инфлюэнсерам, создаваемым искусственно за счет развития технологий на базе искусственного интеллекта. Активная цифровизация человеческого общества делает их не только абсолютно жизнеспособными, но и исключительно влиятельными, поскольку существенно расширяет пространство восприятия людей.

Виртуальных блогеров создают команды, включающие 3D-художников, специалистов по компьютерной графике и анимации. Каждый из них наделяется личным бэкграундом, способностью вести активную жизнь в интернете, генерируя профили в социальных сетях и на других платформах.

Для создания искусственных инфлюэнсеров применяют:

  • CGI-технологии, базирующиеся на возможности генерации исходных изображений с помощью специализированного программного обеспечения;
  • методики захвата движений, помогающие сделать персонажей похожими на реальных людей в максимальной степени;
  • способ аватаризации, когда основой для разработки виртуальной личности становится конкретный статист, обладающий неповторимым строением тела и мимикой, в этом случае специалисты обращаются к технологиям Faceswap и Deepfake.

Процесс создания каждого нового персонажа занимает порядка 21 суток, он начинается с разработки концепции, после чего генерируется 3D-модель инфлюенсера. Эскиз появляется на свет за 7 ключевых шагов, затрагивающих подбор текстур, добавление основных цветов и оттенков, анимацию, позволяющую сделать все телодвижения и мимику блогера естественными.

Арбитражники обращаются к создателям виртуальных блогеров для привлечения стандартного инфлюенс-трафика. Чем он хорош?

  1. Трафик из социальных сетей и блогов обыкновенно отличается отменным качеством, поскольку лидеры мнений привлекают подписчиков, которые доверяют своему «избраннику» и его советам.
  2. Инфлюэнсеры предоставляют арбитражникам теплую целевую аудиторию, дающую конверсии с ROI до 500%.
  3. На все показатели конверсии и прибыльности рекламных кампаний при работе с инфлюэнсерами можно влиять напрямую за счет применения разнообразных инструментов оптимизации.
  4. Рекламные кампании, реализуемые через блогеров, позволяют собирать качественные базы данных потенциальных клиентов, пригодные для повторной монетизации.
  5. Реклама, генерируемая с помощью инфлюэнсеров, относится к категории нативной, а потому не подлежит блокировкам со стороны рекламных сетей.
  6. Работа с инфлюенсерами разного типа позволяет поставлять трафик на офферы из любых вертикалей, включая серые и черные. Если создатели популярных виртуальных личностей отказываются от сотрудничества либо ломят цены, создать и раскрутить блогера в рамках нужной тематики вебмастер может и самостоятельно.
  7. Создавать собственные профили или искать лидеров мнений допустимо на любых популярных площадках. Для получения инфлюэнс-трафика наилучшим образом подходят такие платформы, как YouTube, ВКонтакте, Twitch и TikTok, а также ряд запрещенных сервисов (например, Instagram*, Facebook*).
  8. Проведение рекламных кампаний через реальных и виртуальных инфлюэнсеров является технически простым методом слива полезного трафика на базовые ресурсы арбитражников.

Какой-либо административной или уголовной ответственности за создание виртуальных инфлюэнсеров не предусмотрено, если соответствующий контент снабжается соответствующей маркировкой.

Заключение

Индустрия VR активно развивается, предоставляя арбитражникам множество новых способов взаимодействия с целевой аудиторией и возможностей для генерации трафика высокого качества. Пользоваться технологиями создания виртуальных инфлюенсеров и Deepfake необходимо с большой осторожностью. Пренебрегать актуальными законодательными нормами, ограничивающими данный канал получения прибыли, не стоит, иначе велик риск схлопотать не только административное, но и уголовное наказание.

*Данные социальные сети признаны в России экстремистскими, их деятельность на территории страны запрещена.

Сообщение Казнить, нельзя помиловать: что грозит создателям дипфейков и виртуальных инфлюенсеров появились сначала на CPA Mafia — арбитраж трафика, партнерские программы.

Оставьте комментарий