Мы, потребители, каждый день сталкиваемся с разными товарами и услугами осознанно или нет. На основе нашего опыта мы решаем, нравится ли нам бренд, захотим ли мы вернуться к его товарам и порекомендуем ли кому-то еще. Чтобы на все эти вопросы был положительный ответ, много сил и времени тратят дизайнеры продукта, которые придумывают концепцию, совершенствуют товар и заботятся о пользовательском опыте. И этот материал мы посвящаем подробному изучению работы этих самых дизайнеров.
Продуктовые дизайнеры и дизайн продукта
Главная цель продуктовых дизайнеров — сделать так, чтобы компания больше зарабатывала, в том числе помогая в решении проблем потребителей. Они придумывают концепцию продукта или усовершенствуют уже существующую, работают над тем, как улучшить взаимодействие человека с товаром или услугой.
Поэтому дизайн продукта — совокупность процессов, направленных на поиск незакрытых потребностей людей и возможностей их удовлетворить в рамках рынка. При этом не только продуктовый дизайнер может участвовать в этом, например, еще UX-дизайнер, программист.
Чтобы грамотно составить дизайн продукта, нужно:
- четко выявлять проблемы людей
- придумывать эффективные решения для устранения этих проблем с помощью дизайна
- создавать прототипы и тестировать их
- воплощать идеи в жизнь
Процесс разработки дизайна продукта можно поделить на 3 этапа:
- Дизайн продукта (подготовительный этап)
- Дизайн взаимодействия (создание пробной версии продукта)
- Дизайн интерфейса и программирование (реализация решения)
То есть создается прототип, который потом тестируют, и если все хорошо — выпускают в мир.
Одним из действительно хороших примеров дизайна продукта можно назвать работу дизайнеров американского компании Enlisted Design. Они создали полностью компостируемую упаковку для кроссовок, за что получили заслуженную награду Red Dot Award: Product Design. Все дело в том, что эта упаковка из вторсырья отвечала основным потребностям клиентов, ценностям самого бренда и в целом современным трендам.
Шаги в процессе дизайна продукта
Существует семь базовых шагов, которые должны быть сделаны при разработке дизайна продукта.
Исследование
Прежде чем начинать что-то генерировать и разрабатывать, нужно провести исследование: проанализировать рынок, оценить предложения конкурентов и выявить незанятые ниши. Также надо пообщаться с потребителями, чтобы понять, что у них «болит». То есть это сбор информации обо всем, что творится в интересующей вас сфере.
Если вы не хотите создавать что-то абсолютно новое, а просто улучшаете уже работающий продукт, то поставьте себя на место клиента. Пройдите как обычный человек все этапы взаимодействия, чтобы понять:
- Насколько удобно пользоваться продуктом?
- Что мешает?
- Что лишнее и стоит убрать?
- Чего не хватает и нужно добавить?
Фокус на проблеме
Тут происходит анализ собранных данных и выделение главных потребностей, проблем людей. Так можно установить запросы пользователей — чего они ждут от продукта (в соответствии с его характеристиками)?
Генерация идей
На этом этапе те, кто занимаются дизайном продукта, выдвигают гипотезы о том, как человек будет взаимодействовать с их товаром или услугой. Причем для этого они используют разные методы.
Карта пути пользователя
По сути это изучение пользовательских шагов и действий, часто с указанием временных промежутков. Причем можно сделать простую версию карты: история одного пользователя с одной целью (а значит, и один сценарий действий). А можно показать сложный путь человека, где будут учитываться разные параметры — опыт, время, сценарий действий — и в таком случае будут отображены пути разных пользователей.
Сценарий взаимодействия
Сценарий взаимодействия, или сториборд — рассказ о том, как продукт вписывается в реальную жизнь человека. Тут можно использовать разные методы, обычно делают раскадровку рисунками в формате комикса или слайдами. Это помогает реально понять, как потребитель будет взаимодействовать с вашим товаром или услугой, и что для него в этой ситуации будет действительно важно.
Важно, чтобы акцент в сториборде был на цель — человек должен достичь ее с помощью вашего продукта. Поэтому хорошая история должна содержать: завязку (наличие проблемы), кульминацию (проблема становится острее и масштабнее) и финал.
Пользовательская история
Это обычное описание того, что пользователь хочет достичь, используя ваш продукт. Тут даже можно использовать формулировку: «Пользователь хочет ____________ для того, чтобы ____________». Такой подход помогает понять мотивы потребителя, зачем ему нужен ваш товар или услуга.
Выбор идеи
При выборе идеи помогает визуализация: сделать наброски, эскизы или трафареты вариантов. Тут не важна детализация или цвет, нужно просто посмотреть на идею и оценить ее перспективы. И если что не надо визуализировать все идеи, выберите несколько самых удачных.
Создание прототипа
Прототип — экспериментальная модель идеи, благодаря которой можно протестировать идею перед финальным запуском продукта. Он необязательно должен иметь все детали, может состоять только из основных частей.
Процесс работы с прототипом:
- Создание прототипа для первых тестов
- Презентация его тестовой группе и заинтересованным сторонам для получения фидбека
- Выявление мест, где требуются корректировки для улучшения
Прототипы бывают:
- Низкой точности — например, набросок на бумаге
- Высокой точности — например, интерактивные симуляции, которые позволяют взаимодействовать с прототипом
Тестирование
На этом этапе отбирается тестовая группа среди потенциальных потребителей продукта. Если нет возможности и бюджета на это, то можно провести тестирование на членах вашей команды. Причем не обязательно всегда во время теста делать акцент на товаре или услуге полноценно, можно проверять какой-то один элемент, например, удобство расположения кнопок. Поэтому перед тестированием всегда спрашивайте себя, что вы хотите узнать.
Разработка
Тут уже идет речь о полноценном продукте, который отдается на разработку на основе удачного тестирования прототипа. При передаче другим специалистам информации о будущем продукте важно объяснить максимально подробно, как он должен выглядеть, как будет работать, то есть составить спецификацию. Это документ, где прописаны цвета, стили, шрифты, размеры элементов — требования, которым должен соответствовать в итоге продукт.
Так кто такой продуктовый дизайнер
По итогу получается, что продуктовый дизайнер — специалист, который формирует идеи и реализует их в виде продуктов, которые решают определенные потребительские проблемы. Его цель в работе — разработать все элементы продукта так, чтобы потенциальный потребитель почувствовал, что товар или услуга были ориентированы на него. То есть по сути такой сотрудник использует дизайн продукта для решения проблем клиентов. Какими видами дизайна он может заниматься?
Системный дизайн. Речь о создании структуры продукта. Она должна быть такой, чтобы максимально удовлетворять потребности человека во время взаимодействия с товаром/услугой.
Дизайн процесса. Здесь команда занимается созданием, анализом и улучшением действий, который выполняются в системе. Здесь скорее речь про различные приложения и сайты, где клиент как-то взаимодействует, например, подписка или оформление заказа.
Дизайн интерфейса. Это работа над оформлением продукта — внешний вид, удобство расположения отдельных элементов. В случае с приложениями это еще может быть тип и расположение кнопок, чтобы интерфейс был максимально интуитивным и приятным.
Какими навыками должен обладать продуктовый дизайнер
У продуктовых дизайнеров есть ряд обязательных задач:
- преобразовать цель продукта (то есть решаемую проблему) в простой и приятный пользовательский опыт
- повысить эффективность продукта, чтобы он стал максимально полезным и удобным для пользователя
- разрабатывать прототипы продукта: внутреннюю структуру, внешний вид, рабочие процессы
- организовывать тест-драйв для продукта и опросы потенциальных клиентов, собирать фидбек и анализировать информацию
- работать в связке с менеджерами продукта и другими разработчиками, которые вместе учитывают в продукте интересы как потребителя, так и самой компании
Таким образом, продуктовые дизайнеры не только исполнители, но и организаторы, которые по сути превращают потребности людей в актив, позволяющий достигать определенных бизнес-задач.
Вывод
Быть продуктовым дизайнером — своего рода быть жонглером, который должен уметь не просто перекидывать вещи из руки в руку, но и поддерживать интерес аудитории трюками, а также выбрать такие предметы для жонглирования, чтобы привлечь внимание. Таким специалистам нужно уметь тонко чувствовать, в чем сейчас нуждаются потребители, и найти способ дать это выгодно и для компании.
Сообщение Кто такие продуктовые дизайнеры и почему они важны для компании появились сначала на ZorbasMedia.