Пиар-скандалы с участием известных брендов всегда сопряжены с репутационными рисками, поэтому компании стараются максимально их избегать, а если уже все случилось — то как-то тихо решать их. Чаще всего проблемы имеют этический или моральный характер. Собрали для вас подборку ярких пиар-скандалов крупных брендов в 2022 году и поразмышляли о ситуации со скандалами в арбитраже.
Пиар-скандалы известных брендов
Balenciaga
В ноябре 2022 года компания опубликовала фотосессию новой коллекции Objects с участием детей. На изображениях юные модели были в кожаных бандажах, напоминающих экипировку для БДСМ-мероприятий. Фотосессию раскритиковали за сексуализацию детского образа, а также за то, что в кадре можно было заметить распечатки из судебных дел о детской порнографии. Сейчас в Сети найти большую часть фото невозможно, бренд постарался максимально подчистить за собой, остались только лайтовые изображения, которые использовали СМИ в новостях.
В итоге с Balenciaga стали отказываться работать известные звезды, например, Ким Кардашьян и Белла Хадид. Кроме того, блогеры в соцсетях стали массово убирать отметки на этот бренд, а некоторые дошли до крайности и начали сжигать брендовый товар на камеру. Компания попыталась выйти из скандала невиновной, подав в суд на продюсеров съемок, сценографа и сценариста, но отмыться полностью от позора не удалось.
Ralph Lauren
В октябре 2022 года бренд оказался в центре скандала среди мексиканских жителей из-за одной из своих курток. В ее украшении использовались орнаменты коренных народов страны. Пожалуй, главной среди недовольных стала жена президента Мексики, которая является главой культурного ведомства. Она заявила, что Ralph Lauren занимается культурной апроприацией и даже не удосужился заплатить местным общинам процент с продаж. Позже, кстати, таким же обвинениям подвергли китайский бренд Shein.
Этот инцидент не привел к массовому оттоку желающих работать с компанией. Но, тем не менее, это был небольшой удар по репутации бренда, и руководство Ralph Lauren извинилось и заявило, что в будущем будет сотрудничать с коренными народами Мексики в подобных случаях.
KFC
В ноябре любители фастфуда в Германии стали массово получать поздравительные смс о «годовщине» Хрустальной ночи — один из первых погромов нацистами среди евреев. Выяснилось, что эти сообщения рассылались ботом, который автоматически считывал информацию о памятных датах в календаре, правда не разбирая, какие из них — трагедии.
Через час после первого пришло второе смс, но уже с извинениями компании. Также KFC прекратили работу рассылочного бота в этой стране. Но среди клиентов все равно какое-то время был хейт. Подобные ошибки могут быть у каждого: с одной стороны, это технический момент, с другой — человеческий фактор, а именно команда не подумала и не проверила. И казалось бы, такая мелочь, как рассылка привела к большому скандалу.
Starbucks
Об этом скандале с компанией впервые заговорили еще в 2018 году. Тогда в Сети появился ролик, как ничего не заказавшего человека, который хотел сходить в туалет в одной из кофеен Starbucks, насильно вывели из заведения. После шумихи в интернете компания официально заявила, что ее кофейни открыты для всех.
Последствие этого решения бренд испытал на себе уже в 2022 году, когда компании пришлось закрыть десятки кофеен в американских городах, где живет много бездомных, например, в Сакраменто, Новом Орлеане и Лос-Анджелесе. Когда они открыли свои двери всем, то не смогли справиться с притоком бездомных. Тут против компании сыграла обратная сторона скандала, когда они пошли на поводу общественного мнения.
Zara
В июне в Турции разразился скандал из-за того, что компания в своей рекламе использовала фото, на которых брендовые сандалии стояли на свежеиспеченных буханках хлеба. Тут сыграл религиозный фактор: для мусульман подобное обращение с хлебом непозволительно.
Интересно, что Zara была обвинена не только в неуважении к чувствам верующих, но и в безразличии к голодающим. Все это заставило компанию поменять рекламные изображения, однако официальных извинений бренд не принес.
Peloton
Эта компания известна своими фитнес-тренажерами. Во время пандемии, когда все сидели по домам, их продажи резко подскочили. Но после того как в 2022 году герои двух сериалов «И просто так» и «Миллиарды» скончались от инфаркта во время тренировки на их продукции, их продажи упали.
Казалось бы, какой-то эпизод в телевизионном шоу, но эти эпизоды попали в статьи известных СМИ типа CNN, посвященных сердечному приступу. Кроме того, эти случаи из сериалов стали подавать как актуальные примеры рисков во время тренировок на тренажерах. В результате Peloton начал ассоциироваться с сердечными приступами.
Такой ужасный продакт-плейсмент стоил «головы» директору компании и 2,8 тыс. сотрудникам, которых уволили из-за огромных потерь на сумму свыше 430 млн долларов.
Все перечисленные пиар-скандалы в очередной раз напоминают, что прежде чем что-то рекламировать, надо удостовериться, что не нарушаются законы страны, у рекламы нет подтекстов и религиозных отсылок. А если вы беретесь за продакт-плейсмент, то убедитесь, что ваш товар будет нести только пользу и радость.
Что насчет аффилиат-индустрии
В арбитраже подобные пиар-скандалы маловероятны. Чаще всего конфликты тут происходят из-за того, что кто-то кому-то не заплатил, или из-за простого недопонимания и невнимательности (недостаточно четко обговоренные условия или размытые требования по KPI). Случаются порой и подставы, когда компании вредят своим конкурентам, например «заимствуя» дизайны стендов или переманивая к себе приглашенных артистов. Хотя тут все ограничивается лишь фантазией участников рынка.
Что касается 2022 года, то в нем было место для арбитражных инцидентов. Из громких, например, была неприятная ситуация с Boomerang Partners, партнерской программой, которая отказывалась оплачивать трафик арбитражникам, расценивая его как некачественный. В редакцию ZorbasMedia тогда обратилось несколько арбитражных команд, чтобы разобраться в ситуации. В итоге ситуация была улажена мирно.
Также был инцидент с массовыми угонами аккаунтов в Telegram, когда мошенники представлялись сотрудниками разных компаний: GeekBrains, Тинькофф, и даже 1xBet, и предлагали сотрудничество по рекламе, высылая ссылки и формы для заполнения. Потом стратегия изменилась и пользователям стали приходить уведомления от якобы TG-бота о попытке входа с нового устройства. Под всем этим скрывалась очередная фишинговая схема.
А еще отдельно были неприятные ситуации с массовым наливом ботов на TG-каналы арбитражных партнерок и отдельных аффилиатов. Это приводило к обилию спам-сообщений, а при отписке боты нажимали «Пожаловаться». Это можно назвать своеобразной прелюдией к угону аккаунтов.
Вывод
Восприятие вашего бренда, личного или компании — это работа с общественным мнением, с пользователями и их реакцией на демонстрацию вашей продукции. Пиар-скандалы из-за противоречивого подтекста или жалобы на качество работы — все это репутационные риски, которые должны быть учтены. Ведь публика любит не только истории успеха, но и истории провала.
Сообщение От Zara до KFC: громкие пиар-скандалы 2022 года появились сначала на ZorbasMedia.