Фактчекинг — это проверка информации на достоверность, чтобы указанные в публичном поле цифры и слова соответствовали реальности. В маркетинге он однозначно нужен, чтобы создавать хорошую репутацию компании в интернете. А можно ли обойтись без фактчекинга в арбитраже — давайте разбираться.
Зачем проводить фактчекинг
В маркетинге фактчекинг нужен для формирования хорошей репутации в интернете, он позволяет выстраивать доверительные отношения с аудиторией. Пользователи понимают, что опубликованной информации в соцсетях или на сайте компании можно верить, потому что она достоверная.
Если информацию не проверять, то репутация бренда будет испорчена. Клиенты почувствуют себя обманутыми и перестанут доверять источнику. Это чревато убытками и оттоком покупателей. И вернуть потерянное доверие в такой ситуации будет непросто и долго.
Еще один важный момент — распространение ложной информации может попасть под законодательный запрет. В России за это предусмотрена административная или уголовная ответственность (в зависимости от тяжести последствий такого обмана).
Подобные законодательные запреты есть не только в РФ, но и в других странах мира. Например, компания Bloomberg заплатила штраф в $5 млн за ложные публикации о платном сервисе BVAL.
Ниши в арбитраже — где нужен фактчекинг?
Чтобы понять, где нужен фактчекинг в арбитраже, а где нет, мы поделим все ниши на две условные категории: «белые» и «черные».
Соответственно, в первой категории нужно проверять информацию, чтобы не попасть под различные ограничения, а во второй можно обойтись и без фактчекинга.
«Белые» ниши в арбитраже — фактчекинг нужен
При запуске контекстной и тизерной рекламы, а также рассылок фактчекинг обязателен. Если не проверять информацию, то можно столкнуться с ограничениями и даже с проблемами с законом.
- E-commerce. К этой нише можно отнести широкий перечень товаров, но чаще всего это одежда, обувь и электроника. Здесь нужно проверять, актуальны ли рекламируемые акции, продают ли товар на фото в магазине и т.д. И, конечно, использовать язык той страны, где запускается реклама.
- Финансы. Реклама кредитных, дебетовых карт и других предложений от банков. Здесь также нужно проверять актуальность акций, чтобы не вводить пользователя в заблуждение.
- Инфобизнес. Сюда можно отнести всякие курсы, тренинги, вебинары и т.д. Опять же — нужно проверять, есть ли сейчас у этого эксперта рекламируемый курс, актуальны ли цены и сроки проведения.
- Страхование. Все также, как и в вышеперечисленных нишах — проверка актуальности условий, предложений и стоимости страхования.
- Нутра. В рекламе различных препаратов для красоты и здоровья лучше проверять информацию, чтобы не получилось так, что клиент перешел по объявлению БАДа для похудения, а попал на страницу средства для потенции. И не забываем, что если есть акции или скидки, они все должны быть актуальны на момент рекламы.
«Черные» ниши — можно и без фактчекинга
У тизеров, попапов и кликандеров основная задача — сделать так, чтобы пользователь нажал на рекламу. Так что в этом формате рекламы фактчекинг необязателен.
- Дейтинг. Как в рекламе обычных знакомств, так и в adult проверять информацию практически не нужно. Только в креативах лучше использовать фото местных девушек, чтобы конверсия была лучше.
- Гемблинг и беттинг. В этих вертикалях завлекать пользователей можно креативами без указания определенных бонусов, поэтому можно обойтись и без фактчекинга. Но если в рекламе указывать акции, то желательно проверять их актуальность.
- Адалт. В рекламе интим товаров, эротических услуг, порносайтов можно не проверять информацию. Завлекать пользователей можно обещаниями быстрого результата, обилием красивых девушек рядом и т.д.
Как проводить фактчекинг
Основные принципы фактчекинга — это беспринципность, объективность и точность. Чтобы ничего не упустить при проверке фактов, мы советуем пользоваться следующим чек-листом:
- Все факты и утверждения нужно проверить на подлинность (актуален ли бонус, идут ли сейчас скидки в магазине и т.д.)
- Проверить, актуальны ли указанные контакты
- При проверке лучше пользоваться несколькими источниками информации
- Если составляете подборку (например, в рассылке), укажите на основе чего она составлена — мнение пользователей, статистика сайта и др.
В каких источниках лучше проверять информацию
При фактчекинге нужно использовать только те источники, в которых указана достоверная информация. К ним можно отнести:
- сайты государственных органов (например, Росстат)
- финансово-правовые системы (например, Консультант, Гарант)
- центры социологических исследований
- крупные информационные издания
- официальные сайты компаний продукта
- техническая документация
- мнение экспертов в той или иной области
Заключение
Арбитражнику обойтись без фактчекинга можно, если лить на те ниши, где он совершенно необязателен. Но если вы планируете развиваться в «белой» нише, особенно в странах Tier-1, то проверка информации — это необходимость. Как минимум, без фактчекинга могут возникнуть проблемы с доверием пользователей, а как максимум — проблемы с законом.
Сообщение Фактчекинг в арбитраже — кому он нужен? появились сначала на ZorbasMedia.