Финансовая вертикаль в партнерском маркетинге отличается большим разнообразием продуктов. Зарабатывать можно на продвижении кредитных и дебетовых карт, кредитов, ипотеки, страховании, РКО для бизнеса и микрозаймов. При этом именно «займы до зарплаты» становятся все более популярными в последние годы у вебмастеров и арбитражников. Поэтому мы проанализировали события, происходившие на рынке МФО в прошлом году, и на их основе смоделировали прогноз на 2023 год. Поехали!
Несбывшиеся прогнозы
2022 год ознаменовался в России серьезным кризисом. Аналитики и эксперты не усматривали никаких положительных явлений, которые могли бы способствовать развитию индустрии микрофинансирования. Но реальность преподнесла неожиданный сюрприз. Непосредственно МФО международные санкции не затронули, ведь такие компании не имеют дело с государственными деньгами, не относятся к стратегическим отраслям и уж тем более к системообразующим предприятиям. Поэтому МФО не только устояли, но и вопреки многочисленным пессимистичным прогнозам смоги показать хороший рост.
Если брать данные за три квартала 2022 года и сравнить с аналогичным периодом прошлого года, то прибыль микрофинансовых компаний выросла на 18% и достигла 13,2 миллиардов рублей. У микрокредитных компаний показатели чистой прибыли почти аналогичны – 13 миллиардов, но рост в процентах еще выше, он составляет целых 40% по сравнению с 2021 годом. Суммарно портфель микрозаймов в России сейчас насчитывает 364 миллиарда рублей, что на 19% больше, чем годом ранее.
В чем причины успеха
По многим параметрам МФО гораздо гибче банков, что позволяет им держать нос по ветру и вовремя перестраиваться под тенденции и требования рынка. У микрофинансовых организаций по сути один единственный продукт – выдача микрозайма. Единственным продуктом проще управлять и корректировать правила выдачи денег, не рискуя совсем остановить процесс в случае резких изменений. Кроме того, у МФО отсутствует прямая конкуренция с банками, которые могли бы попросту задавить мелкие компании. Банкам интересно кредитование более крупными суммами и на продолжительное время, у МФО противоположный подход.
МФО сделали еще один важный и очень своевременный шаг – стали активно осваивать интернет. Начало этой тенденции положила пандемия, случившееся в 2020 году. В этот период ведущие компании сориентировались и занялись перестройкой собственных бизнес-процессов. Они создали линейки продуктов, ориентированные именно на интернет-пользователей. В результате этого процесса возник и еще один положительный момент – оказание услуг в сети позволило ощутимо снизить издержки, ведь в интернете не нужно открывать физические офисы и оплачивать работу персонала.
В сухих цифрах рост выглядит следующим образом: на начало 2020 года онлайн выдавалось только 40% микрозаймов, а в 2022 году доля таких выдач увеличилась до 70%. Все говорит о том, что такая тенденция продолжится и дальше.
Что будет с МФО в 2023 году
Работая с МФО-офферами в 2023 году, следует знать о том, что при привлечении новых клиентов будет одобрена примерно 1 заявка из 10. Поэтому нужно быть готовым к подобной ситуации и прогнозировать прибыльность рекламных кампаний исходя из этих данных. При этом повторным клиентам гораздо охотнее одобряют выдачу денег. Это тоже стоит иметь в виду.
Хорошая новость заключается в том, что сами клиенты микрофинансовых организаций тоже переориентировались на интернет. Соответственно, трафик становится легче искать, чем тогда, когда преобладал оффлайновый способ подачи заявок на микрозаймы.
В то же время в 2023 году произойдут изменения, которые повлияют на перераспределение сил на рынке. В частности, Государственной Думой уже утвержден законопроект, снижающий максимальную дневную процентную ставку по кредитам, которые выдают МФО, с 1% до 0,8%. То есть теперь максимальное значение годовых процентов будет снижено с 365% до 292%.
Кроме того, полная сумма возврата кредита с процентами и штрафами по займам не должна быть больше 130% от самой суммы взятого микрозайма. Ранее максимум составлял 150%. Теперь, если клиент возьмет 10 000 рублей сроком менее чем на 1 год, вернуть он будет должен не более 13 000. Вступление силу новых правил ожидается уже к лету этого года.
Все эти новшества приведут к тому, что множество мелких игроков не смогут обеспечить себе рентабельность и будут вынуждены прекратить свою деятельность. Этим воспользуются крупные компании, они будут усиливать свое влияние и переманивать к себе освободившийся трафик. Поэтому при выборе оффера следует делать ставки на крупных представителей рынка, так как с ними работать, как минимум, надежнее. Иначе возникает риск столкнуться с тем, что рекламодатель может попросту исчезнуть и не выплатить уже заработанное.
Так как игроков станет меньше, конкуренция между ними ужесточится. В условиях снижения доходности компании будут готовы хорошо платить за клиента, но не за любого. Будут требоваться качественные клиенты, вовремя возвращающие долги и не приносящие проблем. Если вы сможете ручаться за качество своего трафика, вас будут любить и платить больше.
В 2023 году возрастет важность тщательного отбора заемщиков. На какие критерии нужно будет обращать внимание:
- Возраст: не менее 24 лет, желательно – старше;
- Трудоустройство: обязательное наличие официальной работы;
- Доход: заработная плата от 30 000 рублей в месяц и выше;
- Место жительства: преимущественно городские жители;
- Репутация: важно наличие опыта кредитования и кредитной истории.
Следует обратить внимание и на географию. Сегодня активнее всего закредитованы жители Центрального и Приволжского федеральных округов. В то же время южанам, сибирякам, жителям Дальнего Востока и Северо-запада внимания уделяется недостаточно. Несмотря на то, что их потребности в заемных средствах ничуть не ниже, сервисы по выдаче онлайн-займов в этих местностях гораздо менее известны. Так что еще есть куда двигаться и расширяться.
Итоги
Сервисы по дистанционной выдаче займов становятся все популярнее, микрозаймы активно покоряют интернет-пространство, выпускают собственные мобильные приложения, превращая одноразовых клиентов в постоянных. Сегодня «кредиты до зарплаты» остаются чуть ли не единственным способом для сотен тысяч жителей нашей страны поддерживать привычный образ жизни. Зачастую к услугам МФО прибегают, чтобы обеспечить свои базовые потребности, без которых прожить затруднительно. Поэтому клиенты у таких компаний точно будут в ближайшее время.
Исходя из всего вышесказанного, эксперты дают обнадеживающие прогнозы. Даже, несмотря на изменение правил, предложенных Центробанком, рынок будет устойчив, изменится лишь перераспределение сил в пользу крупных игроков. Кроме того, сами представители компаний отмечают, что их интересует партнерство с вебмастерами и арбитражниками. Более того, на взаимовыгодное сотрудничество с ними в 2023 году делается основной упор. Это значит, что появятся новые офферы, а ставки по ним будут выше.
В целом прогнозируется дальнейший рост микрофинансового сектора, который по самым скромным оценкам должен составить от 10 до 20% за год. Поэтому лить трафик на МФО или делать под них свои проекты будет выгодно и перспективно. Успеха!
Сообщение Что происходило с рынком МФО в 2022 году и что его ждет в 2023-м появились сначала на CPA Mafia — арбитраж трафика, партнерские программы.